Этапы антикризисного управления предприятием

Процесс антикризисного управления предприятием строится по следующим основным этапам:

. Осуществление постоянного мониторинга финансового состояния предприятия с целью раннего обнаружения симптомов кризиса. Такой мониторинг организуется в рамках общего мониторинга деятельности предприятия как самостоятельный его блок с целью выявления ранних признаков возможного кризиса.

· На первой стадии в системе общего мониторинга устанавливается особая группа объектов наблюдения, формирующих возможное «кризисное поле», т.е. параметров финансового состояния предприятия, нарушение которых свидетельствует о кризисном его развитии.

· На второй стадии в разрезе каждого из параметров «кризисного поля» формируется система наблюдаемых показателей - «индикаторов кризисного развития». В систему таких индикаторов включаются как традиционные, так и специальные финансовые показатели, отражающие различные симптомы предкризисного состояния предприятия или его кризиса.

· На третьей стадии определяется периодичность наблюдения показателей - «индикаторов кризисного развития». Как правило, показатели этой группы наблюдаются с наиболее высокой периодичностью в общей системе мониторинга. Более того, в периоды высокой динамики факторов внешней среды, реализующих угрозу кризиса предприятия, основные из этих показателей требуют ежедневного наблюдения.

· На четвертой стадии по результатам мониторинга определяются размеры отклонений фактических значений показателей - «индикаторов кризисного развития» от предусмотренных (плановых, нормативных).

· На пятой стадии проводится анализ отклонений показателей по каждому из параметров «кризисного поля». В процессе анализа устанавливается степень отклонений, вызвавшие их причины, а также возможное влияние таких отклонений на конечные результаты деятельности.

· На шестой стадии по результатам мониторинга осуществляется предварительная диагностика характера развития деятельности предприятия и его финансового состояния. В процессе такой диагностики констатируется «нормальное», «предкризисное» или «кризисное» состояние предприятия.

2. Разработка системы профилактических мероприятий по предотвращению кризиса при диагностировании предкризисного состояния предприятия. Антикризисное управление предприятием на этом этапе характеризуемое как «управление по слабым сигналам», носит преимущественно превентивную направленность.

· На первой стадии оценивается возможность предотвращения кризиса в условиях предстоящей динамики факторов внешней и внутренней среды предприятия.

· На второй стадии в зависимости от результатов такой оценки дифференцируются направления действий - их направленность на предотвращение кризиса или на смягчение условий его будущего протекания (если в силу активного воздействия факторов внешней среды предотвратить кризис не представляется возможным).

· На третьей стадии разрабатывается система превентивных антикризисных мероприятий, направленных на нейтрализацию угрозы кризиса. Основными из таких превентивных мероприятий являются: сокращение объема операций на наиболее рискованных направлениях деятельности предприятия; повышение уровня внутреннего и внешнего страхования рисков, связанных с факторами, генерирующими угрозу кризиса; реализация части излишних или неиспользуемых активов предприятия с целью увеличения резервов ресурсов; конверсия в денежную форму дебиторской задолженности и эквивалентов денежных средств.

· На четвертой стадии по результатам реализации превентивных антикризисных мероприятий определяется их эффективность (по уровню достижения поставленных целей) и при необходимости принимаются дополнительные меры.

3. Идентификация параметров кризиса при диагностировании его наступления. Такая идентификация осуществляется на основе классификации кризисов предприятия по результатам мониторинга показателей - «индикаторов кризисного развития».

· На первой стадии идентифицируется масштаб охвата деятельности предприятия кризисом, т.е. определяется, носит ли он системный или структурный характер. Если кризис идентифицирован как структурный, то определяется его преимущественная структурная форма.

· На второй стадии идентифицируется степень воздействия кризиса на деятельность, т.е. выявляется, носит ли он легкий, глубокий или катастрофический характер. Каждая из этих форм кризиса в процессе идентификации может получать более дифференцированную оценку.

· На третьей стадии с учетом ранее проведенных оценок прогнозируется возможный период протекания кризиса предприятия.

При необходимости в процессе идентификации параметров кризиса могут быть использованы и другие признаки его классификации.

. Исследование факторов, обусловивших возникновение кризиса предприятия и генерирующих угрозу его дальнейшего углубления. Такое исследование последовательно осуществляется следующим образом:

· На первой стадии идентифицируются отдельные факторы кризиса. В процессе такой идентификации вся их совокупность подразделяется на внешние и внутренние факторы.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Copyright © 2013 - Все права защищены