Социальная политика предприятия на современном этапе

Актуальность выбора темы обусловлена тем, что в настоящее время вопросы активизации работника, мотивации труда, в том числе за счет социальных факторов повышения эффективности производства, приобретают особое значение. Это объясняется тем, что в условиях конкуренции успеха добивается тот производитель, который не только правильно и своевременно умеет определить потребность в товаре (услуге), но и может качественно ее удовлетворить по минимальной цене, за счет рационального использования внутрипроизводственных резервов и эффективного использования производственного потенциала. Поэтому в настоящее время на предприятиях вопросы наличия резервов снижения себестоимости продукции, мотивации труда, повышения эффективности производства становятся весьма актуальными за счет превращения социальных факторов в мощный рычаг воздействия на экономические преобразования.

В первой трети XXI века система предоставления социальных выплат и гарантий на российских предприятиях претерпела существенные изменения, которые явились следствием институциональных трансформаций российского общества. В качестве одного из важных направлений реформирования промышленных предприятий традиционно принято рассматривать социальную политику. Обращение к проблеме изменения социальной сферы представляет особый интерес в контексте выбора менеджментом адаптационных стратегий в условиях рыночной экономики.

Реализации социальной политики на предприятиях на современном этапе связывается с рядом причин. Во-первых, это обусловливается конкуренцией и появлением на рынке предприятий с иностранным капиталом, где собственники предлагают своим российским сотрудникам социальные программы, более привлекательные в сравнении с отечественными предприятиями конкурентами. Среди российских предприятий появляется осознание того, что конкурировать на рынке труда можно не только по уровню заработной платы, но и по объему и содержанию социальных пакетов. Возникает стимул для руководства предприятий к внедрению современных систем повышения мотивации работников.

Во-вторых, проблема реализации социальных программ на российских предприятиях возникает в связи с угрозой дефицита рабочей силы, проблемами привлечения квалифицированного персонала и омоложения трудовых коллективов, с которыми уже сейчас сталкиваются многие предприятия. Поэтому перед предприятием возникает задача поиска новых механизмов привлечения и закрепления работников. В этом отношении создание привлекательного социального пакета связывается не только с механизмами привлечения молодых работников, но и механизмами безболезненного высвобождения прежнего персонала на пенсию.

В-третьих, для предприятий нового частного сектора, созданных 5-6 лет назад, возникла необходимость осознания «своего места на рынке». Кроме решения финансовых, технологических и организационных вопросов, актуальных на первых этапах развития фирмы, возникла необходимость интенсификации внутрифирменных отношений, определение своих отличительных характеристик, среди которых - формирование особого стиля внутрифирменных отношений, корпоративной этики. Основным аргументом при выборе достойного социального пакета для многих является то, что компании, предлагают своим сотрудникам различные льготы.

Цель

данного исследования - уяснение основных элементов социальной политики предприятия в современных условиях.

Для достижения поставленной нами цели мы выполним следующие задачи

:

- исследование истории возникновение социальной политики;

выявление сущности социальной политики на предприятии;

создание методики анализа действенности (эффективности) социальной политики предприятия;

характеристика деятельности предприятия ООО «Строй-НН» (г. Нижний Новгород) и его экономических показателей;

анализ социальной политики ООО «Строй-НН», ее объектов и субъектов;

оценка экономической эффективности социальной политики на предприятии;

рекомендации по улучшению социальной политики в ООО «Строй-НН».

Предмет

исследования: социальная политика, проводимая в ООО «Строй-НН».

Объект

исследования: социальная политика предприятия.

В качестве исследовательской гипотезы

выдвинуто предположение, что действующие сегодня на предприятиях механизмы социальных выплат отражают формы адаптации менеджмента в условиях новой социально-экономической и политической среды. Поэтому анализ реализуемых социальных программ позволяет идентифицировать особенности социально-экономических отношений на уровне предприятия. Описание и систематизация существующих практик предоставления социальных льгот и гарантий на рабочем месте позволит выявить традиционные черты советской социальной политики промышленного управления и инновации, появление которых обусловлено изменившейся внешней средой экономической деятельности предприятия.

Методологической основой исследования

послужили общенаучные приемы и методы: анализ и синтез, системный подход, сравнение, опрос, эвристический, позволяющие изучить явления и процессы социальной политики предприятия во всем многообразии связей и зависимостей, способствующие обоснованию выводов и рекомендаций, предложенных в данном исследовании.

Большой вклад в изучение социальной политики предприятий внесли труды отечественных и зарубежных ученых, таких как: Абалкин Л.И., Варданян И.С., Ворожейкин И.Е., Гейц И.В., М. Пул, М. Уорнер, Захаров И.Л., Кузнецов А.Л., С.А. Шапиро С.А., Чирикова А., Шекшня С.В. и др.

Структурно

данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

Теоретический аспекты социальной политики предприятия

    Copyright © 2013 - Все права защищены