Сравните теорию Портера-Лоулера и Мак-Клеланда

Рисунок 2 - Модель Портера - Лоулера

Результаты, достигнутые работником, зависят от трех переменных: затраченных усилий; способностей и характерных особенностей человека; от осознания работником своей роли в процессе труда. Объем затраченных усилий зависит от оценки работником ценности вознаграждения и веры в вероятность его получения.

Достижение требуемого уровня результативности может повлечь внутреннее вознаграждение (чувство удовлетворения от выполняемой работы, чувство самоуважения, профессиональной компетентности), а также внешнее вознаграждение (премия, продвижение по службе, похвала руководителя). Может существовать связь между результативностью конкретного работника и выдаваемыми ему вознаграждениями, которые определяются руководителем для данного сотрудника и организации в целом. В соответствии с теорией справедливости люди имеют собственную оценку степени справедливости вознаграждения, выдаваемого за определенные результаты.

Удовлетворение - это результат внешних и внутренних вознаграждений с учетом их справедливости. Удовлетворение определяет степень истинной ценности вознаграждения для работника. Оценка ценности вознаграждения работником будет влиять на его поведение в будущем. Достигнутые результаты зависят от усилий, прилагаемых работником, а также от его личностных качеств (способностей, черт характера, осознания своей роли). Степень приложенных усилий определяется ценностью вознаграждения и степенью уверенности в получении вознаграждения.

Рассматривая их сходства и различия, отметим следующее.

Содержательные теории мотивации, к которым относится и теория Мак-Клелланда,

основываются на анализе человеческих потребностей и связанных с ними факторов, определяющих поведение людей. Попытки удовлетворения потребностей часто являются неосознанными.

Мотивацию же следует рассматривать как вероятностный процесс, так как то, что мотивирует данного человека в конкретной ситуации, может не оказать никакого воздействия в другое время или на другого человека в аналогичной ситуации.

Позднее ученые пришли к выводу, что для объяснения механизма мотивации необходимо учитывать и многочисленные поведенческие аспекты и параметры окружающей среды. Эти требования учтены при создании процессуальных теорий мотивации, к которым относится теорияПортера-Лоулера

, и которая не оспаривает существования потребностей, но считает, что поведение определяется не только ими, что человек принимает осознанное решение относительно своего поведения. Мотивация является функцией потребностей, ожидания и восприятия работником справедливого вознаграждения.

Модель Портера-Лоулера более полно объясняет понятие мотивации. Она показала, что мотивация не является простым элементом в цепи причинно-следственных связей, что для ее понимания необходимо объединить во взаимоувязанную систему такие понятия, как усилия, способности, результаты, вознаграждение, удовлетворение и восприятие. Основной вывод в том, что результативный труд ведет к удовлетворению, а не наоборот, т.е. чувство выполненной работы, которое в свою очередь способствует повышению результативности.

Для руководителей важный вывод состоит в том, что результативный труд ведет к удовлетворению и далее к повышению результативности.

Перейти на страницу: 1 2 

Copyright © 2013 - Все права защищены