Практика сертификации за рубежом

Политика ЕС в области качества. В середине 90-х гадов в Европейском Союзе была принята новая политика в области качества продукции, которая отражена в документе КЕС "Элементы политики Европейского Сообщества в области качества".

Отметим некоторые предпосылки для нового этапа усиления внимания к качеству. Прежде всего это все более возрастающее насыщение европейского рынка товарами и еще более явное усиление неценовой конкуренции, в том числе в области качества; четкое понимание того, что создание единого рынка - важный, но недостаточный фактор для обеспечения конкурентоспособности фирм и условий их дальнейшего совершенствования. Поэтому поиски новых направлений продолжаются. Анализ деятельности основных конкурентов - японских и американских компаний - показывает, что в одном из направлений - подходе к проблеме качества - они значительно превзошли европейцев.

По данным исследования нескольких сотен фирм из многих стран мира, которые провела американская Ассоциация Ф. Кросби, отношение к роли качества как фактора конкурентоспособности компании в Европе и США разное. Так, на удовлетворение запросов потребителей нацелено около 34% из опрошенных западноевропейских фирм и почти 53% компаний США и Тихоокеанского региона. Концепцию TQM применяет 30% фирм Европы, более 56% компаний США и более 53% - в Тихоокеанском регионе.

По данным Американского федерального института качества, при обследовании более 2800 цехов и производств в разных фирмах выявлено, что на методологию TQM ориентируется около 70% из них. Специалисты Европейского фонда по управлению качеством (EFQM) подсчитали, что отказ потребителей от приобретения изделий из-за низкого качества обходится в странах - членах ЕС в 25% себестоимости, в то время как в Японии - в 12%.

Оценив ситуацию, эксперты ЕС пришли к выводу о необходимости сформулировать и развивать собственную политику по качеству, которая должна касаться не только товара или услуги, но и властных структур, стандартизации, сертификации, контроля и испытаний, всех факторов конкурентоспособности фирм. Но это не означает принятия нормативного документа всеобъемлющего обязательного характера: обязательность не касается методов управления, направленных на достижение превосходства над конкурентами.

Европейская политика по качеству базируется на общих подходах к созданию общеевропейской экономики и призвана обеспечить условия для развития "новой культуры качества", направленной на потребителя с учетом интересов экономических партнеров и обращения <http://www.ximuk.ru/bse/1869.html> на едином рынке только высококачественных товаров.

Цели политики по качеству как неотъемлемой составляющей общей экономической политики ЕС видит в следующем:

• согласование требований к качеству национальных и единого рынков для разработки общих целей в области качества;

• обеспечение условий для постоянного улучшения качества;

• повышение качества вследствие сближения требований к качеству государственного и частного секторов производства; изменение структуры производства в соответствии с мировыми тенденциями для усиления влияния на качество соответствующих организаций (институтов качества), для более полного удовлетворения потребительских предпочтений;

• укрепление позиций европейской экономики и повышение ее конкурентоспособности за счет большей доступности различных методов управления качеством для предприятий стран ЕС;

• улучшение использования промышленного потенциала, поддержка <http://www.ximuk.ru/lekenc/7216.html> инновационной деятельности и научно-технического развития предприятий. Создавая свою политику по качеству, ЕС определил роль органов власти, производственных компаний и потребителей в общей задаче улучшения качества. Органы власти координируют действия в самых разных областях, направленные на улучшение качества. Каждая компания вносит свой практический вклад и представляет отдельное звено в общей цепи задач. Потребитель представляет собой ценный источник информации и новых идей, поэтому необходимо усилить информированность потребителей по всем аспектам качества и поддерживать обратную связь. А это в свою очередь связано с задачей достижения большей социальной приемлемости деятельности фирм, в частности, более высоких параметров экономичности производств.

Перейти на страницу: 1 2

Copyright © 2013 - Все права защищены