Мотивационный потенциал работника

мотивация персонал трудовой производительность

Мотивационный потенциал работника заключается в наличии резервов повышения производительности труда. С одной стороны, этот потенциал тесно связан со степенью удовлетворенности актуальных мотивов работника и реализации его базовых мотивов. Актуальные потребности важны для работника в данный момент, а базовые - важны "по жизни", но могут быть на время отодвинуты на второй план. Здесь важно избегать крайностей, высокая степень демотивации, также как и высокая степень удовлетворенности одинаково ограничивают возможности руководителя по повышению результативности работы подчиненных. С другой стороны, важно учитывать и потенциал комплексных стимулов, таких как социально-психологический климат в коллективе, стиль управления руководителя, особенности корпоративной культуры. Если коллектив разобщен на отдельные размытые группировки, руководитель проявляет попустительский стиль управления, а корпоративная культура ориентирована на ценности индивидуализма, то мотивационный потенциал такого подразделения или небольшой организации невысок.

Методы оценки мотивационного потенциала

Оценка мотивационного потенциала производится путем проведения оценочных мероприятий, в ходе которых используются различные методики психологической и социально-психологической диагностики, специализированные методы сбора и анализа информации. К ним относятся:

· Анкеты, направленные на выявление потребностей и мотивов работников, или социально-психологические методики, направленные на выявление мотивационного профиля персонала;

· Структурированные интервью, предназначенное для выявления используемых руководителем приемов управления мотивацией работников в различных трудных ситуациях управления;

· Методики, направленные на выявление социально-психологического климата в коллективе, доминирующего стиля управления руководителей и специфики корпоративной культуры;

· Наблюдение, направленное на выявление расхождений между представлениями работников и руководителей о приемах управления мотивацией, и определение их результативности. Мы стараемся придерживаться каскадного принципа при проведении мотивационного аудита, т.е. каждый руководитель фиксирует те методы, которые он использует для повышения мотивации своих подчиненных, а подчиненных мы опрашиваем о том, какие методы руководитель применяют к ним. Например, на промышленном предприятии руководителей и их подчиненных попросили оценить по 10-балльной шкале важность некоторых методов управления мотивацией для подчиненных (Оценка руководителями и подчиненными значимости мотивационных воздействий со стороны работников).

Таблица 1. Оценка руководителями и подчиненными значимости мотивационных воздействий со стороны работников

Мотивационные воздействия

Подчиненные

Руководители

Всесторонняя оценка проделанной работы

6,09

6,47

Ощущение собственной востребованности

6,54

6,42

Дружеская помощь при решении личных проблем

4,61

6,15

Гарантия занятости

6,59

8,32

Хорошая зарплата

6,85

8,84

Интересная работа

6,67

6,81

Служебный рост в организации

5,15

5,23

Лояльность со стороны руководства

5,48

4,87

Хорошие условия труда

6,35

7,13

Тактичность при обеспечении дисциплины

6,09

4,36

Кол-во опрошенных

47

14

Перейти на страницу: 1 2

Copyright © 2013 - Все права защищены