Показатели качества продукции и методы их оценки

Качества, являющиеся основной категорией потребительских ценностей, создают базу (основу) для формирования цены, себестоимости продукции в зависимости от ее первоначального качества. На основе базовых ценностей (показателей качества) формируются все последующие ценности, входящие в состав потребительской ценности продукции. Лишь некоторые не имеют никакой связи с базовыми ценностями, они были отмечены выше.

Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, называется показателем качества продукции.

Высокое качество изделий предопределяется различными факторами, основными из которых являются:

факторы технического характера (конструктивные, технологические, метрологические и т.д.);

факторы экономического характера (финансовые, нормативные, материальные и т.д.);

факторы социального характера (организационные, правовые, кадровые).

Совокупность показателей качества продукции можно классифицировать по следующим признакам:

по количеству характеризуемых свойств (единичные, комплексные и интегральные показатели);

по отношению к различным свойствам продукции (показатели надежности, технологичности, эргономичности и др.);

по стадии определения (проектные, производственные и эксплуатационные показатели);

по методу определения (расчетные, статистические, экспериментальные, экспертные показатели);

по характеру использования для оценки уровня качества (базовые и относительные показатели);

по способу выражения (размерные показатели и показатели, выраженные безразмерными единицами измерения, например, баллами, процентами).

Показатель качества продукции, характеризующий одно из ее свойств, называется единичным показателем качества продукции (например, мощность, калорийность топлива и т.д.). Относительный показатель качества продукции - отношение значения показателя качества продукции к соответствующему (то есть принятому за исходное) значению, выражается в безразмерных числах или процентах и вычисляется по формуле:

Где, Ki - относительный показатель качества;

Р i - значение единичного показателя качества оцениваемой продукции;б - значение единичного базового показателя качества.

При применении комплексного метода применяют комплексный показатель качества, который определяется путем сведения воедино отдельных показателей с помощью коэффициентов весомости каждого показателя. При этом может быть использована функциональная зависимость:

К = f(n,bi,ki), i = 1,2,3, ,ni,

Где, K - комплексный показатель качества продукции;

n - число учитываемых показателей;

bi- коэффициент весомости i-го показателя качества;

ki -i-й показатель качества (единичный или относительный).

Алгоритм расчета комплексного показателя качества приведен в таблице 1.2. Для определения номенклатуры показателей качества, коэффициентов весомости и вида функциональной зависимости f применяются опытно- статистические и экспертные методы.

Таблица 1.2.Алгоритм расчета комплексного показателя качества

Интегральный показатель качества продукции - отношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации или потребления продукции к суммарным затратам на ее создание и эксплуатацию или потребление.

Перейти на страницу: 1 2 3

Copyright © 2013 - Все права защищены