Этапы разработки антикризисной программы на предприятии

антикризисный стабилизация программа банкротство

Как было показано выше, разработка антикризисной программы является наиважнейшей составляющей для большинства организаций. Однако зачастую даже менеджеры, в полной мере осознающие его значимость, приступая к антикризисному планированию, понимают, что столкнулись с серьезной проблемой - они просто не знают, с чего начать.

В современной отечественной литературе по антикризисному управлению конкретным практическим методам и технологиям антикризисного планирования уделяется недостаточно внимания, а западные источники либо труднодоступны, либо нуждаются в весьма серьезной адаптации к российским условиям, которая является самостоятельной задачей и не всегда выполнимой в силу недостатка времени и специальных знаний для менеджера, занимающегося практической деятельностью в области антикризисного управления.

Авторами А.Т. Зуб. И Е.М. Паниной приведены принципы и практические замечания для менеджеров, занимающихся антикризисным планированием, а также даны рекомендации по поводу использования различных технологий антикризисного планирования. Данные рекомендации основаны на обобщении и анализе наиболее авторитетных зарубежных и отечественных источников, а также на собственном практическом опыте в этой сфере.

Для полноценного осуществления эффективного антикризисного планирования необходимо знать, что этот процесс проходит ряд последовательных этапов. Следует отметить, что содержание каждого этапа может несколько варьироваться в зависимости от специфики деятельности конкретной организации, однако в целом процесс антикризисного планирования практически всегда включает в себя следующие этапы [31. С. 93].

. Формирование команды или комитета по антикризисному планированию.

. Сбор информации и диагностика.

3.Создание формального антикризисного плана.

4.Тестирование антикризисного плана.

5.Обновление и совершенствование антикризисного плана.

Необходимо более подробно рассмотреть каждый этап.

Формирование команды или комитета по антикризисному планированию. Антикризисное планирование, как и любая другая деятельность в организации, не может быть эффективным, если за него не отвечают конкретные сотрудники организации. Адекватно подобранный состав команды или комитета по антикризисному планированию является первым шагом на пути к успешному и эффективному антикризисному управлению.

Цель команды антикризисного планирования - изучить возможные уязвимые стороны организации с точки зрения всех основных аспектов ее деятельности (производства, закупок, продаж, логистики, маркетинга, безопасности и т.д.), чтобы определить все наиболее вероятные кризисные ситуации и их возможное влияние на организацию в целом. Поэтому в состав команды антикризисного планирования должны входить представители соответствующих подразделений, обладающие довольно полной информацией о данном аспекте функционирования предприятия [31. С. 94].

Вопрос подбора персонала считают важным многие специалисты по антикризисному управлению. Так В.И. Орехов, К.В. Балдин и Т.Р. Орехова предлагают реинжиниринг персонала. В этом случае работники выполняют свою работу в процессной команде, а не по отдельности, будучи разбросанными по разным подразделениям. Они разделяют общую ответственность за выполнение всего процесса. При реинжиниринге происходит эволюция трудовых заданий от узкоспециализированных и ориентированных на простые задачи к многомерным [44. С. 356].

Р.Н. Деникаева пишет, что большое внимание должно уделяться тренингу кадров. Руководитель, отвечающий за управление в кризисной ситуации, должен понимать принципы антикризисной программы [25. С. 39]

Сбор информации и диагностика.

Для полноценного антикризисного планирования необходимо проведение антикризисной диагностики, поскольку ее результаты определяют содержание антикризисного плана и инструкций по действиям в кризисных ситуациях. Основные методы диагностики, которые можно использовать в антикризисном планировании, будут описаны в параграфе 1.3. данной дипломной работы. По итогам диагностики должны быть определены [31. С. 95]:

- потенциально уязвимые аспекты деятельности организации;

наиболее вероятные кризисные сигналы;

прогнозируемые изменения внешнего окружения и их возможное негативное влияние на организацию;

основные процедуры и политика организации в наиболее значимых областях ее деятельности;

ключевые стейкхолдеры и их интересы. Стейкхолдеры - это группа лиц, которые в большей и меньшей степени озабочены развитием событий, составляющих кризис [31. С. 26].

В диагностике необходимо точно оценить реальную потребность в выборе данной формы исследования, соотнеся ее со сложностью и масштабностью объекта диагноза. [44. С. 326].

Перейти на страницу: 1 2 3

Copyright © 2013 - Все права защищены