Состояние и тенденции развития рынка гостиничных услуг в Москве

Кроме этого, Москва всегда была и остается крупнейшим деловым центром на территории всей Восточной Европы. Отсюда наблюдаемая на сегодня острая нехватка офисных помещений и соответственная реакция рынка по наращиванию строительства в данном секторе отрасли. Казалось бы, с наращиванием числа деловых контактов и увеличением числа туристов в Москве должен быть связан и бурный рост строительства гостиниц и гостиничных комплексов в городе, однако этого не происходит. Главная причина дефицита на рынке гостиничных услуг состоит в том, что строители и инвесторы, ориентированные на быстрое получение большой прибыли, неохотно берутся за строительство гостиниц в столице. Дело в том, что гостиницы среднего класса начинают приносить доход лишь через 5-7 лет после их возведения. Для сравнения, при строительстве жилых домов срок окупаемости составляет всего 1,5-2,5 года. Именно долгие сроки окупаемости, а также относительно невысокие доходы и тормозят развитие гостиничного бизнеса в столице.

Впрочем, нужно добавить, что сфера гостиничного бизнеса Москвы имеет достаточно неоднородную структуру. Так, говоря об остром дефиците на рынке гостиничных услуг, имеются в виду, прежде всего недорогие гостинцы, двух-трех звездной категории, тогда как в высшем ценовом секторе рынок уже близок к насыщению. Долгая окупаемость гостиничных объектов, специфическая, довольно затратная сфера управления и содержания гостиниц отпугивает многих потенциальных инвесторов от строительства гостиниц средней и нижней ценовых категорий.

На сегодняшний день московские власти обеспокоены создавшейся ситуацией на гостиничном рынке столицы и занимаются разработкой специальных мер по улучшению создавшейся ситуации. Так, еще в июле прошлого года заместитель мэра Москвы по международным и внешнеэкономическим связям Иосиф Орджоникидзе заявил, что "сейчас разрабатывается постановление "О стимулировании развития гостиничного бизнеса в Москве", которое даст значительные льготы инвесторам при строительстве гостиниц". Данное постановление должно создать необходимые рамочные условия для развития гостиничного бизнеса в Москве. Власти города намерены предоставлять тем инвесторам, которые "захотят строить гостиницу, скидку в 50% на выкуп (у города) земли под строительство. Кроме того, пока будет вестись строительство, арендная плата будет составлять 1% (от кадастровой стоимости) в год. Такие же ставки сохранятся в течение трех лет после окончания строительства", - подчеркнул г-н Орджоникидзе.

Также городские власти будут возмещать часть платежей по процентным ставкам, если для строительства гостиницы инвестор решит привлечь кредит. "Кроме того, ни в одной городской гостинице не будет браться так называемая городская доля, как это принято при строительстве инвесторами жилья", - добавил Иосиф Орджоникидзе.

Согласно одобренной столичным правительством программе, к 2010 году планируется построить 224 гостиничных комплекса почти на 100 тыс. мест. Однако дефицит гостиниц в Москве продлится еще минимум 4-5 лет, и только после этого спроса должна наметиться стабилизация спроса и предложения. Отчасти ситуацию спасает то, что Москва, в отличие от большинства восточноевропейских столиц, представляет интерес для инвесторов и менеджмента. Тем не менее, по расчетам экспертов, в гостиничную индустрию России в ближайшие годы необходимо вложить не менее 5 млрд долларов, чтобы приблизить ее уровень к современным требованиям. И если инвестиционный климат будет достаточно стабилен, то эта планка отельерам окажется вполне по силам.

Вадим Прасов, генеральный директор издательства "Хоспителити" заявил, что на сегодняшний день имеется большая дистанция между тем, что декларируют власти Москвы и тем, что реально делается. Хотя и была разработана система льгот для инвесторов и найдены 320 площадок для строительства новых гостиниц, для строителей и инвесторов особенно остро стоит вопрос бюрократических проволочек в процессе строительства. Многочисленные согласования ведут, как правило, к тому, что все процессы идут очень медленно. Кроме того, не отрегулирована цена выхода на площадку: она одинаковая как для пятизвездного отеля, так и для трехзвездного. В такой ситуации понятно, что инвесторы отдают предпочтение более дорогим проектам. По словам г-на Прасова, к уже созданным льготам необходимо добавить так называемый принцип "единого окна", то есть максимально сократить количество ведомств и инстанций, проводящих экспертизы и выдающих разрешения различного рода для строительства гостиниц.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Copyright © 2013 - Все права защищены