Корпоративная культура и главные элементы ее структуры

Культура выступает уникальной характеристикой человеческой жизнедеятельности и поэтому чрезвычайно разнообразна в своих конкретных проявлениях. С начала 80-х годов специфика конкретных проявлений культуры привлекает серьезное внимание исследователей. С этих пор активно разрабатываются такие понятия, как "коммуникативная культура", "культура человеческих отношений", "культура общения", "культура условий работы", "культура рабочего и свободного времени", "культура управления", "информационная культура". Не углубляясь в анализ имеющихся определений, следует отметить, что одни исследователи связывают культуру с информацией и знаковыми системами, в которых она закодирована. В других - она определяется как уникальная технология человеческой деятельности. Третьи видят в ней внешнебиологическую систему адаптации человека. Четвертые - степень воли в человеческой деятельности. В конце концов, всем или едва не со школьной скамьи известно понимание культуры как совокупности созданных человеком материальных и духовных ценностей. Такое многообразие не случайно. Универсальность родового понятия (культура) проявляется и в каждом из ее видов. Поэтому, о каком бы виде (или аспекте) культуры не шла речь, предварительно необходимо четко определить ракурс рассмотрения.

Культура (от лат. "culture" - "воспитание, образование") является специфическим средством организации и развития человеческой жизнедеятельности, которая отображена в продуктах материальной и духовной работы, в системе социальных норм и основ, духовных ценностей, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самым себе (5; с.27)

Культура - это система отношений, действий и артефактов, которая выдерживает испытание временами и формирует у членов данного культурного общества довольно уникальную общую для них психологию. (2; с.359)

В отечественной социальной философии пока нет единых общепринятых принципов распределения культуры по ее видам. Эти принципы довольно расплывчатые и неопределенные, что делает возможным множественность вариантов названной классификации. Часть ученых осуществляет выделение видов культуры согласно видам человеческой деятельности. Расхождения есть и у тех исследователей, которые распределяют культуру по сферам жизнедеятельности человека. В этом случае изучаются культура семьи и культура производственного коллектива, культура города и культура села и т.п. При этом названный второй подход к распределению культуры по ее видам не исключает первый, а дополняет и как бы накладывается на него. (4; с.34)

Не менее правомерный третий подход к выделению видов культуры. Он основан на сопоставлении определенных социальных общностей. Тогда осмыслению и описанию подлежит культура рабочих и крестьян, фермеров и предпринимателей, городской и сельской интеллигенции. В зависимости от социальных условий определяется характер культурной деятельности, уровень культурных запросов и возможности для их удовлетворения и развития.

Правомерным является также выделения видов культуры согласно профессиональным общностям. В литературе, особенно конкретно-социологического характера, нередко встречаются исследование культуры, культурного уровня и культурной деятельности учеников и студентов, врачей и учителей, инженеров и техников. Признаком для распределения можно принять любые социально-демографические параметры. Как основание распределения можно рассматривать происхождение культуры, ее генезис. Этот аспект разрешает вести речь о культуре народной и профессиональной, их специфике и зависимости, закономерности формирования и развития. по степени общности логически и целесообразно выделяется общая культура, характерная для всего общества, и культура профессиональная, присущая лишь людям определенного рода занятий.

Семь перечисленных вариантов подхода к распределению культуры по видам, при всем расхождении исходных оснований, не только не исключают, но дополняют и конкретизируют друг друга.

В последние десять лет понятием культура стали пользоваться также некоторые исследователи организаций и менеджеры, которые определяют общий климат организации и характерные методы работы с людьми, а также провозглашают ею ее ценности и кредо.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Copyright © 2013 - Все права защищены