Сущность и роль организационного механизма управления качеством

Следует отметить, что на качество существенное влияние оказывают социальные, международные и политические условия, которые можно одновременно отнести как к субъективным, так и к объективным. При производстве продукции в механизме управления качеством влияние, взаимодействие и проявление многообразных субъективных и объективных условий - исключительно сложный процесс. Тем не менее, во всех случаях в этом механизме в соответствии с принципами системного управления качеством должна четко прослеживаться такая цепочка воздействий цели управления предприятием (определяющие цели управления качеством и являющиеся стратегически императивными); цели управления качеством: политика и обязательства в области качества; мероприятия (воздействия) по повышению и обеспечению требуемого качества; условия, влияющие на качество элементов системы и обеспечивающие уровень качества продукции, удовлетворяющий потребителей; качество функционирования элементов системы; качество продукции.

В цепочке воздействий должна быть разветвленная превентивно-перманентная и оперативная обратная связь, которая обеспечит соответствие фактических показателей качества требуемым (нормируемым), реализуя для этого целенаправленный комплекс мероприятий по улучшению качества.

Необходимыми компонентами механизма управления качеством являются цели, стратегия, политика и обязательства в области качества, которые во многом, естественно, определяются целями, стратегией и политикой управления организацией. Высшее звено руководителей предприятия обязано брать на себя обязательства и ответственность за проведение политики в области качества. Эта политика должна соответствовать целям управления предприятием в целом и управления качеством в частности, а также основным приоритетным стратегиям управления. В конечном счете, реализация стратегии управления качеством обусловливается претворением политики и выполнением принятых обязательств в области качества.

Важнейшим звеном механизма управления качеством является блок, связанный с разработкой системных целевых программ «Качество» (ЦПК).

Мероприятия (воздействия) по обеспечению и улучшению качества и менеджмента вытекают из ЦПК [34].

В механизме управления качеством для условий рынка главным должен быть человеческий фактор, что не только не исключает, а должно привести к развитию и использованию в механизме функционирования СМК более демократичной и гласной стандартизации на всех уровнях управления и стадиях жизненного цикла продукции. При этом круг вопросов, подлежащих жесткой регламентации на государственном уровне, должен быть сведен к минимуму. Например, среди таких вопросов могут остаться технология производства, показатели качества продукции по ее безопасности, экологичность, экономное использование ресурсов, стандартизация и унификация совместимости, взаимозаменяемость и т.п.

Принципиально важным является существенное сближение отечественных регламентирующих документов (технических регламентов, стандартов и т.п.) с требованиями НТД международных организаций и ряда развитых промышленных стран, а иногда их прямое применение. Кроме того, следует шире использовать в механизме управления также так называемую заводскую стандартизацию на основе СТО (стандартов организации), т.е. СТП (стандартов предприятия).

Немаловажное значение в механизме управления качеством должен иметь контроль качества сырья, материалов, комплектующих и других поставляемых изготовителю продукции ресурсов. Например, в функционировавших в СССР с 1976 г. известных системах качества при традиционном подходе изготовитель, как правило, ограничивался только входным контролем поступающих ресурсов [26]. В условиях рынка изготовитель должен предъявлять к поставщикам (как, естественно, потребитель к изготовителю) более широкий спектр требований. В частности, изготовителю следует осуществлять, кроме входного контроля, оценку СМК поставщиков и своевременно предъявлять при необходимости обоснованные требования. То же целесообразно делать потребителям (через союзы, общества потребителей и др.), что побуждает их быть не пассивным, а активным звеном в механизме системного управления качеством. Их активность объективно необходима, так как только потребитель окончательно оценивает продукцию и услуги. Потребитель будет в большей мере защищен и удовлетворен при наличии соответствующей законодательной базы. Одной из важных обеспечивающих организационных структур зашиты, потребителя и контроля за исполнением законодательства о защите прав потребителей (наряду с общественными структурами, в том числе союзами защиты прав потребителей и др.) должны быть государственные органы (по антимонопольной политике, поддержке предпринимательства и т.п.). Важную роль в надежном функционировании механизма должны играть также управляющие органы отраслевых, территориальных и других систем управления качеством. Их функции могут состоять в содействии получению достоверной информации, качественных ресурсов, проведении оценки систем МК изготовителей и т.п.

Перейти на страницу: 1 2 3

Copyright © 2013 - Все права защищены