Функции управления качеством реализуемые в процессе производства и обслуживания

Важную роль в процессе производства и обслуживания играет реализация функции обеспечения, что предполагает создание условий для осуществления производства и обслуживания в управляемых условиях. Это могут быть: условия управления движением материалов в производстве; условия управления производственным оборудованием, технологическими процессами и процедурами; условия управления техническим оснащением и производственной средой, а также персоналом, непосредственно участвующим в процессе производства и обслуживания. В процессе рациональной организации производства необходимо выполнение следующих основных правил [13, с. 432]:

- отделения основной (производственной) деятельности от вспомогательной и обслуживающей, так как это ведет к оптимальному использованию рабочего времени;

- специализации работника на выполнении определенного вида работ и закрепления за рабочим местом однородных деталей и сборочных единиц;

своевременного и качественного планирования работы с выдачей исполнителю задания на предстоящий рабочий день, что позволяет лучше подготовиться к работе и выполнить ее более качественно;

рационального чередования работ, предназначенных к выполнению за рабочий день, и поддержания равномерного ритма труда, что также влияет на качество конечного продукта деятельности организации;

обеспечения нормального режима отдыха и питания работников, поддержания их хорошего физического состояния и комфортного психологического климата в коллективе.

Следующей функцией управления качеством в процессе производства и обслуживания является валидация, в ходе которой подтверждается соответствие всех специальных процессов, результаты которых нельзя проверить путем обычного контроля качества. По таким процессам организация должна:

- разрабатывать конкретные критерии для анализа и утверждения процессов;

- определять соответствующее оборудование и квалификацию персонала;

применять конкретные методы и процедуры;

разрабатывать требования к записям;

проводить повторную валидацию.

ГОСТ Р ИСО 9001:2001 не содержит четких требований к контролю качества в процессе производства и обслуживания. Однако контрольная функция является одной из значимых. Контроль в процессе производства и обслуживания играет двоякую роль. С одной стороны, контроль - одна из функций управления, а с другой - неотъемлемая часть производственного процесса.

В связи с этим еще в процессе планирования предусматривается разработка и использование карт и планов контроля. Проверка на каждом этапе должна быть связана с соответствующей документацией на готовую продукцию. Проведение технического контроля в процессе производства должно быть четко спланировано и регламентировано. Процедуры испытаний и технического контроля оформляются документально, включая описание конкретного оборудования, требуемого для проведения этих испытаний.

В случае необходимости организация должна идентифицировать продукцию, а также ее статус по отношению к требованиям мониторинга и измерений. Еще одной функцией управления качеством, реализуемой в процессе производства и обслуживания, является сохранение соответствия продукции. Реализация этой функции предполагает доведение продукции либо услуги до потребителя с тем составом свойств, который был заложен во время осуществления всех предшествующих процессов жизненного цикла (проектирование и разработка, закупки, производство) [13, с. 421].

В ГОСТ Р ИСО серии 9000:2001 не нашла отражения такая функция управления качеством, как мотивация. Однако во многом от эффективности ее реализации зависят все остальные функции. Мотивация в процессе производства и обслуживания - это процесс побуждения работника к действиям, обеспечивающим качественные результаты деятельности организации. В некотором смысле повышение мотивации приводит к росту производительности труда и качества продукции в большей степени, чем технологическое перевооружение.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Copyright © 2013 - Все права защищены