Адаптация молодого человека к профессиональной деятельности

В самом общем виде адаптация (лат. adapto-приспособляю) - процесс приспособления работника к условиям внешней и внутренней среды. Термин "адаптация" чрезвычайно широк и применяется в различных областях науки. В психологии и социологии выделяют производственную и социальную адаптацию. В определенной мере эти два вида пересекаются друг с другом, но каждая из них имеет и самостоятельные сферы приложения[28].

С позиции управления персоналом наибольший интерес представляет производственная адаптация. Именно она является инструментом в решении такой проблемы, как формирование у молодого специалиста требуемого уровня качества труда в более короткие сроки[43].

В процессе приспособления человека к производственной среде следует различать активную и пассивную адаптацию[26].

В процессе активной адаптации молодой специалист, стремится воздействовать на среду с тем, чтобы изменить ее нормы и ценности, формы взаимодействия и деятельности, которые он должен освоить. В процессе пассивной адаптации молодой специалист не стремится к такому воздействию и изменению.

Наиболее эффективной представляется адаптация как процесс активного приспособления индивида к изменяющейся среде с помощью соответствующего управляющего воздействия и использования различных организационных, технических, социально-психологических средств.

По своему воздействию на работника различают прогрессивные и регрессивные результаты адаптации. Регрессивные результаты проявляются в случае пассивной адаптации к среде с отрицательным содержанием, например, с низкой трудовой дисциплиной.

Производственную адаптацию, как сложное явление, можно рассматривать с различных позиций, выделяя психофизиологическую, профессиональную, социально-психологическую ее стороны[30].

Психофизиологическая адаптация означает приспособление сотрудника к условиям труда и отдыха. Данная форма адаптации наиболее важна для производственных предприятий и организаций, где используется сложная технология и существует опасность получения производственных травм. Условия труда в различных организациях, как правило, стандартны, но новичку требуется некоторое время, чтобы подстроиться под ритм работы, интенсивность психофизических нагрузок.

Психофизиологическая адаптация проходит быстро и безболезненно и определяется главным образом состоянием здоровья и правильной организацией режима труда и отдыха в соответствии с принятыми санитарно-гигиеническими нормами [18].

Успешности психофизиологической адаптации способствуют различные мероприятия по приспособлению человека к среде, улучшение условий труда, учет эргономических требований при организации рабочего места, выбор соответствующего оборудования, планировка рабочего места и т.д. Важными считаются мероприятия, направленные на снижение утомляемости человека[25].

М.П.Будякина и А.А. Русалинова в процессе производственной адаптации выделяют две стороны: профессиональную адаптацию и социально-психологическую адаптацию. Под профессиональной адаптацией авторы понимают приспособление новичка к характеру, режиму и условиям труда по определенной специальности. Она проявляется в определенном уровне овладениями необходимыми профессиональными знаниями, умениями и навыками, в формировании некоторых профессионально значимых качеств личности, необходимых для успешного выполнения данной специальностью, в развитии активно-положительного отношения к ней [38].

При рассмотрении профессиональной адаптации следует выделить три взаимосвязанные аспекта: а) адаптация как процесс приспособления специалиста к изменяющимся условиям профессиональной среды, характеризующийся своими пространственно-временными механизмами; б) как результат этого процесса, характеризующийся степенью итоговой адаптированности человека; в) как источник новообразований, характеризующийся комплексом формируемых качеств.

От соответствия этих трех компонентов зависит характер поведения специалиста, степень эффективности его взаимодействия в профессиональной среде.

Изменение профессиональной среды, связанное, например, с внедрением современной технологии, с приходом нового руководителя, с приобретением иной профессии или должности, с переходом в другой цех или на другое предприятие, а также изменение потребностей, возможностей и целей самого человека, приводят к необходимости активизации процесса адаптации. Если рассогласования в системе невелики и не требуют больших усилий для их устранения, то можно говорить о ситуативной адаптации, время от времени неизбежно возникающей в процессе любой профессиональной деятельности. Если ситуация связана с коренным изменением профессиональной среды, переходом из одной профессиональной деятельности в другую, то речь идет о вторичной профессиональной адаптации человека[7].

Перейти на страницу: 1 2

Copyright © 2013 - Все права защищены