Характеристика процесса отбора персонала организации

Целый пласт информации о собеседнике приходит к нам по так называемым невербальным каналам - поза, жесты, взгляды собеседника. Надо только уметь эту информацию правильно оценить и использовать.

Назовем типичные ошибки в оценке соискателей на должность. Стереотипность восприятия людей - стремление сравнивать кандидата со сложившимся в сознании образцом, идеалом. Например, часто люди с высоким лбом, лысые, в очках кажутся значительно умнее, чем те, у кого пышная шевелюра и очков нет. Кстати, недаром психологи советуют для большей деловитости открывать лоб и носить очки с простыми стеклами.

Кроме этого есть устойчивые стереотипы, благодаря которым обладателям определенной внешности приписывают соответствующие ей черты. Установлено, что именно красивые и респектабельно выглядящие люди воспринимаются как более успешные в профессиональной карьере и личной жизни.

Усредненность оценки - неспособность замечать многообразие индивидуальных различий, стремление оценивать людей средним баллом. Опрос менеджеров по персоналу и руководителей показывает, что при оценке «идеального соискателя» работодатели выделяют такие личные качества, как:

) обаяние, приятность в общении;

) способность работать в команде;

) быстрая адаптация;

) энтузиазм;

) выдержка в экстремальных ситуациях;

) надежность.

Кроме всего прочего «идеальный соискатель» должен обладать хорошим физическим здоровьем и с большим энтузиазмом принимать известия о срочных командировках, авралах и работе по выходным дням.

Поспешность суждений - быстрота формирования первого впечатления о незнакомом человеке, нежелание пересматривать свое первоначальное мнение. Мы судим о других людях по первому впечатлению, которое формируется в первую минуту знакомства и в дальнейшем мало меняется. Некоторые специалисты-психологи настаивают, что мнение о человеке формируется в течение первых пяти секунд знакомства и по первым пяти секундам разговора. При этом установлено, что первое впечатление о человеке примерно на 50 процентов зависит от внешности и манеры поведения, на 30 процентов - от тона голоса и манеры говорить и менее чем на 20 процентов - от того, что именно человек говорит. Объясняется это тем, что человек человека сначала видит, затем слышит его голос и лишь затем понимает смысл сказанного им.

Установка или предубеждения - искажение объективной оценки человека под влиянием предварительной информации о нем. Например, хорошее или неудачное резюме, заочная характеристика заранее предопределит наше отношение к кандидату.

Контрастность восприятия - следующий кандидат сравнивается с предыдущим: после слабого кандидата любой кажется лучше, а после сильного - хуже, чем есть на самом деле.

Знание и понимание законов восприятия другого человека, использование законов психологии поможет избежать досадных ошибок при подборе.

Важнейшая задача любого разговора с кандидатом в том, чтобы распознать правду и ложь. На собеседовании эта проблема стоит особенно остро. Еще Зигмунд Фрейд говорил: «Имеющий глаза да увидит, имеющий уши да услышит и убедится, что нет такой тайны, которую бы смог скрыть простой смертный. Губы его сомкнуты, но он пробалтывается кончиками пальцев. Изо всех пор рвется наружу признание, надо только увидеть самое сокровенное и разгадать его».

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Copyright © 2013 - Все права защищены