Внедрение системы менеджмента качества на предприятиях полиграфической промышленности

Под влиянием развития технологий производства и потребностей человека роль и значение качества при производстве и предложении продукции постоянно возрастает. Подъем уровня культуры и образования с каждым днем делает потребителя все более разборчивыми и придирчивым. Серьезная конкурентная борьба обусловила в странах с развитой рыночной экономикой разработку программ повышения качества во многих отраслях. Исключением не стала и полиграфия.

Растущий спрос издателей печатных СМИ на качественные полиграфические услуги вызвал всплеск активности на данном рынке. Возникновение новых типографий, активная модернизация парка оборудования, выравнивание технологических возможностей столичных и региональных предприятий коренным образом меняют ситуацию на рынке полиграфических услуг. Усиливающаяся конкуренция заставляет руководителей типографий искать новые подходы к ведению бизнеса, снижению издержек производства, улучшению качества продукции.

На сегодняшний день на большинстве полиграфических предприятий функция управления качеством сводится к отбраковке негодной продукции, но деятельность по управлению качеством не может быть эффективной после того, как продукция произведена; эта деятельность должна осуществляться в ходе производства продукции. Важна также деятельность по обеспечению качества, которая предшествует процессу производства. В контексте теории менеджмента качества значение самого термина «качество» выходит далеко за пределы понятия качества готовой продукции. Оно включает в себя множество элементов, предполагает оценку работы всего предприятия как системы, а также принципов управления [27].

Проблема качества вообще на 80% является проблемой управленческой и связана с вопросами организации производства, мотивации и повышения квалификации персонала. Самая эффективная форма - создание СМК, состоящей из документированности всех процессов, оказывающих влияние на качество, плюс мотивация его обеспечения. А поскольку современное понятие качества само по себе значительно шире просто качества продукта и означает общий уровень порядка на предприятии, то и грамотно выстроенная система качества, решая свои непосредственные задачи - повышение качества, снижение брака, также помогает руководству предприятия в решении многих проблем: сплочения коллектива, усиления мотивации к труду, новаторству; повышения производительности; улучшения позиций на рынке; роста объемов продаж [30].

Опыт российских полиграфистов в решении этих вопросов небогат, но все, же многие уже начали осознавать, что современные условия диктуют необходимость разработки и внедрения таких систем на предприятиях независимо от масштабов и специфики производства. Опытные руководители уже поняли, что сейчас без обеспечения высокого качества продукции и процесса ее производства удержать свои позиции на рынке практически невозможно.

Современные системы управления качеством на полиграфических предприятиях создаются в соответствии с требованиями серии стандартов на системы менеджмента качества ISO 9000. Эти системы представляют более высокий уровень управления качеством, традиционный для европейских стран. Несмотря на рекомендательный характер, данные стандарты приняты в качестве национальных более чем в 100 странах мира, в том числе, и в России [27].

Руководители многих предприятий опасаются, что акцентированная работа над качеством должна неизбежно приводить к росту затрат, однако это происходит лишь на первом этапе. Впоследствии эффективное управление качеством позволяет добиться экономии из таких источников, как сокращение брака, потерь времени и средств на его исправление, а также снижение числа и длительности простоев.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Copyright © 2013 - Все права защищены