Внедрение системы менеджмента качества на предприятиях полиграфической промышленности

Организация работ по созданию СМК, соответствующей требованиям и рекомендациям стандартов ИСО серии 9000, включает назначение должностных лиц, ответственных за организацию проведения работ; обеспечение участников работ стандартами и другими документами; привлечение внешних консультантов. Кроме того, для начала успешного внедрения СМК требуется анализ уже действующей на предприятии системы управления. На начальном этапе процесса внедрения обязательно проведение специального обучения участников работ и разъяснительной работы с персоналом организации. Наконец, необходимо выделение ресурсов для выполнения работ в установленные календарные сроки [10].

В системе менеджмента качества в стандартах ГОСТ Р ИСО серии 9000 определенное место отводится техническому контролю, под которым понимается процедура оценивания соответствия путем наблюдений, сопровождаемых соответствующими измерениями

К функциям технического контроля на полиграфическом предприятии непосредственно примыкает метрологическое обеспечение производства, которое позволяет осуществлять разработку, поверку и правильную эксплуатацию средств измерений, электронных компьютерных устройств и контроль их состояния и т.д.

На полиграфических предприятиях для измерения качества широко применяются денситометры различных конструкций, а также другие приборы и технические средства, в том числе электронная техника, обеспечивающая контроль и регулирование технологического процесса в автоматическом режиме.

Особое место в средствах контроля занимают тест-объекты или тест-шкалы. Они предназначены для визуального контроля результатов печатания, а также дают возможность получать цифровые значения показателей некоторых свойств изображения. Предприятие должно быть в полной мере оснащено средствами контроля.

Все это требует немалых денежных вложений и является одним из самых весомых аргументов отказа руководителей полиграфических предприятий от разработки СМК. Вместе с тем практика показывает, что при успешном внедрении и функционировании СМК, удается не только сократить свои расходы, но и добиться улучшения морального климата в среде сотрудников, ориентированных на соблюдение корпоративных стандартов качества работы. Результаты окупают расходы на обучение сотрудников и поддержку новой системы.

До сих пор многие руководители считают, что система менеджмента качества - это волокита бумаг, потребность в котором возникает только в периоды проведения аудиторских проверок, и что кроме затрат на разработку и внедрение, эта система ничего бизнесу не дает [43].

Не каждому предприятию по силам самостоятельно справиться с задачей разработки СМК с нуля. Иногда целесообразно обратиться за помощью к компетентным консультантам, но основную работу должны выполнять сотрудники предприятия, чью деятельность будет умело координировать специалист по качеству [35].

Последним этапом внедрения СМК является ее сертификация. Сертификацией систем менеджмента качества занимаются специальные органы сертификации СМК - государственные и частные компании, имеющие аккредитацию со стороны международной организации по сертификации или органов Госстандарта страны [43].

Но существуют проблемы на пути к созданию эффективной системы менеджмента качества.

Первая из них заключается в том, что, с одной стороны, российским полиграфическим предприятиям необходимы серьезные изменения в организационной структуре, общей корпоративной культуре, стиле и методах менеджмента, а зачастую и в смене номенклатуры создаваемой и производимой продукции [27]. Использование указанных стандартов для целей обеспечения качества опирается на принцип: «документируй то, что делаешь, делай то, что задокументировано». Если нарушить данный принцип, то система качества теряет свою приспособленность к аудиту (проверкам), так как аудиторы могут фактически проверять лишь документы и соответствие реальных процедур документированным.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Copyright © 2013 - Все права защищены