Внедрение системы менеджмента качества на предприятиях полиграфической промышленности

Для подтверждения своего потенциала в области качества западные предприятия предпочитают сертифицировать системы качества - получать документальное подтверждение их эффективности.

В России управление качеством вызывает значительный интерес: создаются и сертифицируются системы менеджмента качества, организуются ассоциации, объединения, клубы, связанные с качеством, консалтинговые организации. Стандарты ИСО серии 9000 были переведены на русский язык по инициативе Госстандарта Российской Федерации и получили название ГОСТ Р ИСО 9000.

Тем не менее, среди полиграфических предприятий России интереса к профессиональному управлению качеством пока не наблюдается. Существует лишь несколько предприятий, задекларировавших интерес к сертификации систем качества [30].

В соответствии со стандартом, СМК представляет собой модель менеджмента многочисленных взаимосвязанных, взаимодействующих, динамичных видов деятельности (процессов), осуществляемых организацией [4]. Предназначена она для постоянного улучшения деятельности, а, следовательно, для повышения конкурентоспособности организации на отечественном и мировом рынках.

Объектами управления качества продукции являются все элементы, образующие петлю качества. Под петлей качества в соответствии с международными стандартами ИСО понимают замкнутый в виде кольца жизненный цикл продукции. Он включает в себя основные этапы, которые представлены на рис. 1.2.

Рис. 1.2 - Петля качества

Нужно иметь в виду, что в практической деятельности в целях планирования, контроля и анализа эти этапы могут быть разбиты на составляющие элементы. Наиболее важным здесь является обеспечение целостности процессов управления качеством на всех этапах жизненного цикла продукции.

С помощью «петли качества» осуществляется взаимосвязь изготовителя продукции с потребителем и со всеми объектами, обеспечивающими решение задач управления качеством. В круговом цикле заключается сущность реализации общих функций управления качеством [33].

Управление качеством отличается от контроля, который в основном сводится к отделению хороших изделий от плохих. Качество продукта после завершения процесса полиграфического производства не может быть изменено в результате контроля. В отличие от контроля, управление качеством имеет дело со всей системой разработки, производства, эксплуатации (потребления) и утилизации товара. Задачей управления качеством является установление причин брака, на любом этапе жизненного цикла продукции, а затем устранение этих причин и обеспечение производства продукции лучшего качества.

Однако, история показывает, что не все достижения, хорошо зарекомендовавшие себя в западных странах, дают такой же эффект в российских условиях. Это заключение можно перенести и на системы менеджмента качества, давно и успешно функционирующие на зарубежных предприятиях. Данные стандарты не всегда адекватны ситуации, сложившейся в российской экономике.

Для успешного выполнения работ по созданию СМК надо создать необходимые методические, организационные, ресурсные, и социально-психологические условия. Важно иметь в виду, что ошибки или недочеты, допущенные на организационном этапе, как правило, приводят к трудоемким корректировкам и переделкам на последующих этапах работ [35].

Создание СМК целесообразно рассматривать как проект, т.е. уникальный процесс, состоящий из совокупности скоординированных и контролируемых действий, предпринятый для достижения определенной цели. Как всякий проект, создание системы должно соответствовать конкретным требованиям, включающим ограничения по срокам и ресурсам. Начальным этапом выполнения такого проекта, как правило, оказывается организационный.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Copyright © 2013 - Все права защищены