Анализ социально-психологических проблем профессиональной адаптации молодых специалистов

Нами было проведено исследование, которое позволило показать, во-первых - уровень развития различных видов социально-психологической адаптации, во-вторых - факторов значимых и не значимых для социально-психологической адаптации.

По методике «Шкала оценки уровня ситуативной и личностной тревожности» (Спилбергер Ч.Д., Ханин Ю.Л.) преобладает средний уровень личностной тревожности - 58,1%,ситуативной - 45,5 %; высокий уровень личностной тревожности составляет 35,5%, ситуативной - 19,4 %; низкий уровень личностной тревожности - 6,5%, ситуативной - 35,5 %.

Из результатов анкетирования видно, что 48,4% молодых специалистов имеют высшее образование, 38,7%, - незаконченное, 12,9% - средне- специальное. В соответствии с опросником социально-психологической адаптации и тестом на тревожность, можно утверждать, что образование не имеет значения для адаптации на новом рабочем месте. Опыт работы также не имеет значения для специалистов, из них 74,2% с трудовым опытом, 16,1% - без опыта. Навыки работы на компьютере, знание основ составило 32,3% , пользование - 61,3%, программирование - 6,5%, не имеют значения для адаптации. Время, на то, чтобы освоится в новом коллективе на новом месте, имеет следующие показатели: несколько дней - 41,9%, несколько недель - 32,3%, один два месяца - 25,8%, не имеет значения. Молодые специалисты, которые могут работать в напряженном режиме - 51,6%, иногда выдерживают напряжение на работе - 45,2%, не могут работать в напряженном режиме - 3,2%, не имеет значения.

Приведенные шкалы № 10,13,14 в таблице 5(приложение Е) имели несколько вариантов ответа. По шкале №10, 21 человек ответили, что трудовой опыт для них имеет значение, как необходимый заработок; 12 человек - в качестве приобретения опыта и 6 человек - как ступенька в карьере. По шкале №13, на вопрос «как вы представляете свое положение через год» молодые специалисты отвечали:

человек - работа, для приобретения опыта по специальности; 7 человек - работа по специальности, на которой обучался; 6 человек - работа в привычном коллективе; 5 человек - сделать свою карьеру, бизнес; 3 человека - в любом месте, где платят и 4 человека предложили свой вариант ответа. По шкале №14, на вопрос, какие проблемы у Вас возникали, отвечали:

По 9 человек отметили - недостаток опыта, несоответствие ожиданиям, заработная плата; по 8 человек - возможности самореализации и трудоустройства; по 6 человек - освоение новых технологий и график работы; по 4 человека - перспективы роста, большая нагрузка и состояние здоровья, 2 человека - отношения с начальством; 2 человека - приспособления к коллективу и недостаток знаний.

Таблица 1.

Корреляции между шкалами социально-психологической адаптации

Социально-психологическая адаптация

Удовлетворенность своим положением в коллективе

Удовлетворенность работой (отношение к труду)

Удовлетворенность собой на работе

Отношение к руководству

Ситуативная тревожность

Удовлетворенность своим положением в коллективе

0,72**

Удовлетворенность собой на работе

0,73**

0,69**

Отношение к руководству

0,68**

0,62**

0,61**

0,51**

Ситуативная тревожность

-0,52**

-0,42*

-0,42*

Личностная тревожность

-0,44*

0,72**

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Copyright © 2013 - Все права защищены