Факторы, формирующие качество в процессе производства и обслуживания согласно требованиям международных стандартов ИСО 9001

Например, на японских предприятиях на вооружение взят принцип: прежде чем повышать производительность труда или качество продукции, необходимо добиться четкой стабильности и непрерывности производства. С точки зрения японских управляющих, качество - это бездефектность операции. Любая неполадка в какой-либо точке производственного процесса рассматривается как проблема обеспечения качества. Наличие ремонтных участков - сигнал тревоги. Уже более 50 лет на японских предприятиях действует программа, получившая название «пять нулей». В общем виде она представляет собой короткие правила [17]:

- не создавать (условий для появления дефектов);

- не передавать (дефектную продукцию на следующую операцию);

не принимать (дефектную продукцию с предыдущей операции);

не изменять (технологические режимы);

не повторять (ошибок).

Эти правила доводятся до каждого работника фирмы. Они служат основой осуществления контроля качества в производственном процессе, а также при выходе готовой продукции. Цели концентрируют внимание и усилия на определенных направлениях [20]:

могут служить в качестве нормативов, с которыми следует сопоставлять результаты работы;

могут влиять на структуру и процедуры в организационных системах; нередко отражают глубинные мотивы и особенности, как индивидов, так и организаций.

Процедура постановки целей требует от управленцев строгого мышления, планирования и четких коммуникаций. Формулированию целей следует придать ряд важных характеристик. Они должны быть измеримыми, однозначными, мобилизующими, но достижимыми, контролируемыми; включать точные сроки, предусматривать потенциальные стимулы для тех, кто их достигает; пользоваться поддержкой организации. Естественно, что вся работа по качеству может быть сведена к нулю из-за некачественного изготовления.

Если изготовитель располагает достаточным объемом знаний для ее выполнения, четко представляет свое значение в производственном процессе, внимательно относится к делу - все это будет способствовать достижению высокого качества изготовляемого им изделия. Среди других подходов можно выделить систему наведения порядка, чистоты и укрепления дисциплины, которая сокращенно называется «система 5S». Данный подход был разработан еще в середине прошлого века в Японии.

Эта система позволяет практически без капитальных затрат не только наводить порядок на производстве - повышать производительность, сокращать потери, снижать уровень брака и травматизма, но и создавать необходимые условия для внедрения инноваций, в первую очередь за счет изменения отношения персонала к своей работе [13, с. 432].

Смысл системы заключается в том, чтобы изменить поведение и образ мышления работника, воспитать в нем уважение к порядку и дисциплине. Но самоконтроль у работника появится не раньше, чем он привыкнет к каждодневному выполнению элементарных требований, подробно описанных методикой. 5S - это первые буквы японских слов «сейри», «сейтон», «сейсо», «сейкетсу», «сицуке».

Сейрu - организация, предполагающая освобождение участка от лишних предметов, а также формирование на нем системы хранения инструментов и материалов.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Copyright © 2013 - Все права защищены