Социально-психологические проблемы адаптации начинающего карьеру молодого человека

Проблема адаптации начинающих карьеру молодых людей существует с момента возникновения цивилизации, однако именно в современную эпоху инноваций этот вопрос приобретает особую значимость. Так как именно в условиях прогрессивного развития современного общества значительно актуализировалась роль «человеческого фактора».

Причем концентрированным выражением этого фактора являются приспособительные способности человека.

Изучение вопросов адаптации, в том числе профессиональной, нашло отражение в многочисленных исследованиях как отечественных, так и зарубежных ученых, среди которых: К. А. Абульханова- Славская, Г. А. Балл, А. А. Реан, А. А. Налчаджян, А. В. Филиппов, В. П. Казначеев, Ф. Б. Березин, А.Н. Жмыриков, Г. Селье и т.д.[27],[28],[22].

Одной из актуальных проблем адаптации в современных условиях становится всестороннее изучение профессионального самоопределения молодежи. Профессиональное самоопределение имеет большое значение как центральный аспект социального самоопределения, являясь одновременно и способом самореализации личности в сфере профессиональной деятельности, и важнейшей линией личностного самоопределения. Изучением вопросов профессионального самоопределения нашло отражение в многочисленных исследованиях Е.А.Климова, Т.В.Кудрявцева, Г.С.Никифорова, П.А. Шавира и других[6].

Исследованием различных аспектов проблем профессиональной подготовки занимались А.К. Гостев, С.Г. Геллерштейн, А.С.Макаренко, К.К.Платонов, Р.И.Почтарева, А.С.Шацкий, Н.А.Шнирман. Проблемы учета и использования индивидуальных психофизиологических особенностей человека в его профессиональной деятельности рассматривались в работах Б.Г.Ананьева, Е.А.Климова, В.Л. Марищука, Е.А. Милеряна, В.Н.Мясищева[23],[42].

Проблемы становления молодых специалистов в разное время исследуют ученые - представители различных общественных наук: А.И Арбушаускайте, С.Д. Артемов, В.Н Безносиков, П.Г Белкин, В.И Брудный, М.Г Будякина, М.И Дьяченко, Р.Л. Мугинов, В.В. Новиков, Е.С. Романова, Э.Н Фетисов, и многие другие[2],[7],[17]. Ими исследованы: психологические и социально-психологические проблемы адаптации молодых рабочих и выпускников вузов на предприятиях и в научных коллективах, проблемы социализации в обществе, а также различные аспекты формирования личности в условиях профессионального обучения и начала трудовой деятельности. Однако проблема управления становлением молодого специалиста - выпускника разработана недостаточно[19].

Глобальные изменения в экономике, социальной сфере страны в настоящее время, в частности - изменения в производстве, обострили ранее изученные проблемы становления молодого специалиста и породили новые - ранее не исследованные. Изучению данной проблемы посвящены работы С.Л. Арефьева, П.Г. Белкина, В.Е. Гимпельсона, А.М. Зимичева, Е.Н. Емельянова, А.Г. Егорова, М.А. Иванова, Т.А. Кухаревой, В.С. Магуна, Л.А. Петровской, и других[19].

Анализ современной литературы показывает, что, несмотря разнообразие исследований, посвященных адаптации начинающего карьеру молодого человека, и особенно психологическим проблемам молодого человека, на наш взгляд, существует проблема исследования, заключающаяся в недостаточной изученности психологических проблем профессиональной адаптации молодого человека.

В нашей стране лишь единичные работы посвящены исследованию психологических проблем начинающих карьеру людей и практически нет работ о специфике их адаптации в нынешних условиях, а в особенности о таком важном явлении, как начинающие карьеру молодые специалисты в отношении с руководством и коллективом, с которым они сталкиваются в процессе адаптации. Также не изученным остается вопрос о степени распространения социально индуцируемых страхов среди них. Эти обстоятельства и обусловливают необходимость и новизну нашего исследования.

Объект исследования: адаптация начинающего карьеру молодого человека. Предмет исследования: социально-психологические проблемы молодых специалистов. Гипотеза: социально-психологическая адаптация начинающего карьеру молодого человека зависит от отношений с руководством и коллективом.

В данном исследовании мы ставим перед собой следующие задачи:

. Изучить виды адаптации;

. Рассмотреть проблемы профессиональной и социальной адаптации молодого человека, начинающего карьеру;

. Исследовать социально-психологические проблемы, связанные с профессиональной адаптацией молодых специалистов;

. Провести исследование социально-психологических проблем адаптации.

Методы исследования:

Методы теоретического уровня - обзор и анализ литературы по изучаемой тематике;

Методы эмпирического уровня - подбор диагностического инструментария, беседа и психологическая диагностика с помощью методик:

. Опросник для оценки социально-психологической, профессиональной адаптации (Дмитриева М.А.);

2. Тест на тревожность Спилберга-Ханина

3. Анкетирование

Полученные данные были обработаны на ПК при использовании программы SPSS. Применялись методы корреляционного анализа (r-критерия Спирмена) и сравнения двух независимых переменных (T-критерий Стъюдента).

База исследования:

Были исследованы 33 человека (свободная выборка), в возрасте от 21 до 27 лет. Из них - 19 девушек и 12 - молодых людей.

Структура ВКР выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, рекомендации, заключения, списка литературы, включающего 43 источников и приложения. Во введении определены: актуальность, проблема, объект, предмет, цели, гипотеза, методы исследования. Первая глава посвящена теоретическому анализу теоретических подходов к изучению адаптации начинающего карьеру молодого человека. Вторая глава посвящена теоретическому исследованию социально- психологических проблем, в начале построения карьеры молодого человека. Третья глава посвящена экспериментальному исследованию проблем социально-психологической адаптации молодых людей. Объем работы составляет 68 страниц.

АДАПТАЦИЯ НАЧИНАЮЩЕГО КАРЬЕРУ МОЛОДОГО ЧЕЛОВЕКА


    Copyright © 2013 - Все права защищены